Виртуальная школа

Школа ВЕНДА

История

НОУ СОШ "ВЕНДА"

II тур всероссийской олимпиады школьников по истории

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Максимальная оценка –50 баллов

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях

и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего

сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному

утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее

существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже

частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он

утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с

автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по

данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки

зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе,

будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед

собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

1. «Смоленск и смоляне в начале XVII века принесли себя в жертву во имя спасения

России. Такую же миссию Смоленск выполнял ещё дважды — во время Отечественной

войны 1812 года и в годы Великой Отечественной войны» (В. Кононов).

2. «Политические успехи народов, вошедших в состав Древнерусского государства…

стали возможны только при известных условиях внутреннего их развития. Было бы

наивным думать, что объединение восточного славянства и неславянских народов под

властью Киева есть результат какого-либо внешнего вмешательства» (Б. Д. Греков).

3. «Влияние татар не было здесь [в Северо-Восточной Руси] главным и решительным.

Татары остались жить вдалеке, заботились только о сборе дани, нисколько не

вмешиваясь во внутренние отношения, оставляя все как было… Историк не имеет права

с половины XIII века прерывать естественную нить событий» (С.М. Соловьев).

4. «Московское государство родилось на поле Куликовом, а не в скопидомских сундуках

Ивана Калиты» (В.О. Ключевский).

5. «В Смуту общество, предоставленное самому себе, поневоле приучалось действовать

самостоятельно и сознательно, и в нем начала зарождаться мысль, что оно, это

общество, народ, не политическая случайность, как привыкли чувствовать себя

московские люди, не пришельцы, не временные обыватели в чьем-то государстве, но что

такая политическая случайность есть скорее династия» (В.О. Ключевский).

6. «В XVII веке вопрос о новых началах культурной жизни стал резко выраженным

вопросом. Царь Алексей – отчасти и царь Федор – вполне являлись уже

представителями нового направления» (С.Ф. Платонов).

7. «За всю кампанию в России Наполеон по большому счету ни разу не был разбит силой

оружия. Но поверженная в невиданной духовной брани, его армия потерпела

сокрушительное поражение – уничтожилась в себе самой» (А.В. Гулин).

8.«События 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади были результатом исключительного

стечения обстоятельств. Случайность и закономерность так тесно переплелись в них,

что разделить их практически невозможно» (С.В. Мироненко).

9.«Во время турецкой войны 1877-78 гг. как войска, так и многие из наших

военачальников показали замечательную доблесть… Тем не менее все-таки война эта не

была ни по своему ходу, ни по результатам такой, как этого ожидали» (С.Ю. Витте).

10. «Поражение консерваторов объяснялось слабостью их теоретических и

программных установок. … В царствование Александра III власть и общество в России

разошлись и, как показала история, навсегда» (В.Л. Степанов).

11. «Придя к власти, Столыпин обещал подавить революционное движение и

умиротворить страну. В этом отношении, как и в аграрном вопросе, он

продемонстрировал сильный характер, но вместе с тем недостаточную политическую

прозорливость» (А.Ф. Керенский)

12. «Сейчас революционного движения в России нет, единственным революционным

деятелем в настоящий момент является само правительство. И успех его революционной

пропаганды грандиозен…» (Кадет Некрасов Н.В. Январь 1917 г.).

13. «Союз Советских Социалистических Республик продемонстрировал способность

наций к совместному историческому государственному творчеству. Образование СССР

способствовало укреплению коммунистического режима, усилению его военной мощи»

(«Образование СССР. История и значение»).

14. «Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её

истории, для России — её величайшей победой. Под Полтавой Россия добилась права

называться великой европейской державой, Сталинград явился началом её превращения

в одну из двух величайших мировых держав» (Ханс Дерр, немецкий военоначальник).

15. «Не подлежит сомнению, что одна из важнейших причин, в силу которых Н.С.

Хрущев пошел на XX съезде на разоблачение сталинских преступлений, - кризисное

состояние советской экономики и социальной сферы на рубеже 50-х годов, тупиковость

сталинской социально-экономической политики» (Шестаков В.А.).

 

История
© 2012 http://www.venda.ru/ - Школа ВЕНДА