Виртуальная школа

Школа ВЕНДА

Литература

НОУ СОШ "ВЕНДА"

Каким правилам следовать, чтобы хорошо написать сочинение

 

Существует достаточное количество пособий «Как написать сочинение» или «Сочинение – это просто!» и т.д. Эти книжки будут очень полезны для вас.

   Ниже  учитель литературы хочет поделиться собственными наблюдениями и советами на тему «как писать сочинение».

 

1 стадия

·         Не тратьте на выбор темы более 20 минут /Примечание старшеклассника: Не тратьте время, отведенное на сочинение, на проклятия в адрес такого-то автора, который от нечего делать написал это …… (замечательное) произведение, заставив вас столько страдать из-за него в школе. А принимайтесь сразу и активно за черновики.

·          

      2 стадия

·         Когда тема выбрана, сразу начинайте писать!

·         И записывайте все мысли, идеи – всё, что придет в голову по этой теме!

·         Пишите быстро-быстро, без плана, без стилистической обработки! Вы создадите

 банк идей для своего сочинения.

·          

3 стадия

·         А когда мысли и цитаты исчерпаны, начинайте из вашего чернового материала «лепить» текст сочинения.

·         Вот сейчас и  составляйте план. Решайте,  какова будет логика сочинения, какие части (в составе главной), что напишете во вступлении и что в заключении. В общем,  выстраивайте текст (беловой)

 

 4 стадия

·         И в завершение прочтите свой текст насквозь как бы чужими глазами. Оцените его со стороны: как он звучит, насколько развёрнут, подробен. Насколько убедителен и ясен. Насколько глубоко раскрыта тема.

 

           

1.    Ключевые слова темы необходимо повторить в сочинении несколько раз.

2.    Смягчайте категоричность суждений словами: можно предположить, вероятно, возможно, по-моему и т.п.

3.    Обязательно прочитайте черновой вариант сочинения от начала до конца вслух (тихо) – Вы послушаете, как оно звучит и представите,  как сочинение воспринимается «со стороны».

4.      Анализ стихотворения – это «выуживание» всего, что в нем есть (см. схему анализа, которую мы записывали в рабочих тетрадях). Учтите: для осуществления анализа подходит только медленное чтение!

5.      Эффектным и эффективным способом анализа может стать диалог с автором  (то есть с произведением) – Вы задаете ему вопросы, находите ответы и спрашиваете далее.

6.    Ищите синонимы! (Например, роман – это произведение, творение, создание; писатель – это автор, создатель романа, классик, реалист, гуманист, философ, мыслитель, продолжатель традиций и т.д.; писатель утверждает – значит, соглашается, убеждает, защищает, признает, принимает, проповедует, …).

7.      Части сочинения должны плавно перетекать друг в друга. Когда пишете абзац,  уже заранее представляйте себе, как он будет связан со следующим.

8.    Начало и финал должны соотноситься друг с другом.

9.    Формулировку темы необходимо включить (хотя бы частично) в первый  абзац сочинения и в одно из последних его предложений.

10. Как бы ни была сформулирована тема, помните: самый надежный и вызывающий уважение у читающих Вашу работу путь анализа авторского замысла – это разбор художественной формы (композиции, стиля, и т.д.). Даже если Вы считаете, что это не так, в сочинении в том или ином виде должен присутствовать реальный, «живой» текст произведения (художественные детали, цитаты, образы, ключевые слова и т.д.).

·         Ищите для своей мысли точные и яркие слова. Очень хорошо, если Вам удастся афоризм, остроумный пассаж.   

 

Литература
© 2010 http://www.venda.ru/ - Школа ВЕНДА