Виртуальная школа

Школа ВЕНДА

Русский язык

НОУ СОШ "ВЕНДА"

10 класс

ЗАДАНИЯ

 

Задание 1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

 

Точность издавн.. осознает..ся как одно из главных досто..нств речи. Уже в античных рук..водствах по красноречию первым и основным требованием предъявля..мым к реч.. было требование ясности. Содержание которое вклад..валось древними теорет..ками в это понятие во многом сходно с современ..ым понятием точности. Аристотель сч..тал что если речь (не) ясна она не дост..гает цели. «Достоинство слога быть ясным и (не) низким».

С античности начинает..ся ос..знание связи между способностью хорошо говорить писать и умением прав..льно мыслить: ясным и точным может быть лиш.. изл..жение ясной (для автора) мысли. «Кто ясно мыслит, ясно излагает» гласит известный аф..ризм. Цицерон считал что «…слова представляют как бы точное наим..нование понятий почти одновременно с самими понятиями возникшие».

Эту же связь языка и мышления отмечали позже и предст..вители рус..кой литературы. В.Г. Белинский писал «Слово отражает мысль: непонятна мысль (не) понятно и слово». По глубокому убеждению А.С. Пушкина и язык науки и язык художественной литературы должны быть прежде всего точными: «Точность и краткость вот первые достоинства прозы». Своей художественной практ..кой своей р..дакторской работой своими выс..казываниями о языке А.С. Пушкин способств..вал ст..новлению точной художественной речи, ее обр..зности.

Точность как качество речи всегда связ..валась с умением ясно мыслить, со знан..ем предмета речи, со знан..ем значения слов.

 

(193 слова. Из статьи Б.Н. Головина «О качествах хорошей речи»)

 

Задание 2.  Совпадают ли по значению слова орфография и правописание в современном русском языке? Мотивируйте свой ответ.

 

Задание 3.  Расставьте ударения в словах.

 

Басовый, бита (предмет, которым бьют по чему-либо в играх), ветеринария, гуртом (наречие), духовник (священник), житница, ходатайствовать, завсегдатай, искра, накренить.

 

Задание 4.  Определите значение слова кавалéр в каждом из приведенных предложений.

 

1) Анна Павловна сидела в это время с кавалером и, обмахиваясь веером, кокетливо щурила глаза (А.П. Чехов. Мужики).

2) Наташа, передавая своих излишних кавалеров Соне, счастливая и раскрасневшаяся, не переставала танцевать целый вечер (Л.Н. Толстой. Война и мир).

3) Батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя в полголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!..» (А.С. Пушкин. Капитанская дочка).

 

Задание 5.  Выберите правильные ответы.

 

 

СЛОВА

МОРФЕМЫ

являются

строительным

материалом

А) для предложений

Б) для слов

А) для предложений

Б) для слов

существуют

А) в составе слов

Б) самостоятельно

А) в составе слов

Б) самостоятельно

имеют

значение

А) самостоятельное лексическое значение

Б) не имеют лексического значения

А) самостоятельное лексическое значение

Б) не имеют лексического значения

имеют свойства

А) являются частями речи

Б) не являются частями речи

А) являются частями речи

Б) не являются частями речи

 

Задание 6.  Укажите термин, который является лишним в данном перечне, и дайте его определение. Обоснуйте свой ответ.

 

1. Анафора

2. Антитеза

3. Градация

4. Инверсия

5. Ирония

6. Парономáзия

7. Риторический вопрос

 

Задание 7.  Проведите анализ морфемной структуры приведенных ниже  слов с современной и исторической точек зрения.  Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.

 

Простыня, ведьма, рафинад, кольцо.

 

Задание 8.  Какой частью речи является слово ну в приведенном предложении? Что оно обозначает и в каких случаях употребляется?

 

Все готово, ну, кажется, можно ехать.

 

Задание 9. Выберите правильный ответ. Первой грамматикой русского языка, напечатанной на русском языке, стала:

 

1) «Российская грамматика» (1755) М.В. Ломоносова.

2) «Грамматика словенска» (1596) Л. Зизания.

3) «Русская грамматика» (1831) А.Х. Востокова.

4) «Грамматики словенския правильное синтагма» (1619)

М. Смотрицкого.

 

Задание 10. Подчеркните сказуемое двусоставных предложений (частей сложного). Определите, чем оно выражено, назовите тип.

 

Жизнь не бремя, а крылья, творчество и радость, а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват (В. Вересаев).

 

Задание 11.  Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для данного стиля.

 

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц обязательно до открытия помещения, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

 

Задание 12. Переведите текст на современный русский язык (берестяная грамота № 297, Новгород, 1420-1430 гг.). Выделенное слово встречается в известном устойчивом выражении. Укажите это выражение и объясните его значение.

 

Целобитье от сергия з братьеи изъ рагуилова гну михаили юрьевицу. Стогъ гне твои ржаныи цетверетьнъи тати покрали…

 

 

Русский язык
© 2013 http://www.venda.ru/ - Школа ВЕНДА