11 класс
ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы,
раскройте скобки, расставьте недостающие знаки
препинания.
Предо мной серéло пустын..ое поле. Один ст..рожевой
курган стоял (в) далеке и казалось зорко глядел на р..внины.
(С) утра в степи было (по) весен..ему холодно и
ветрен..о; ветер просуш..вал кол..еи грязной дороги и
шуршал прошлогодним бур..яном. Но за мной на западе
картинно рисовалась на гор..зонте гр..да меловых гор.
Темнея пятнами лесов как старин..ое, тусклое серебро
чернью она тонула в утрен..ем тумане. Ветер дул мне (на)
встречу, холодил лицо, рук..ва, степь увлекала, завл..девала
душой, наполняла ее чу..ством радос..ти, свежес..ти.
За
курганом блес..нула круглая л..жбина н..литая весен..ей
водой. Я свернул к ней (на) отдых. Есть что (то) чистое
и веселое в этих полевых апрельских б..лотцах; над ними
в..ются (звонко) голосые чиб..сы, сереньк..е тр..согузки
щ..голевато и легко перебегают по их бережкам и ост..вляют
на иле свои тонкие (звездо) образные следы.
Курган был дикий еще (ни) разу (не) тронут..й плугом. Он
р..сплывался на два холма и словно поблекшей скатертью
из мутно (зеленого) барх..та был покрыт прошлогодней
травой. С..дой к..выль тихо покач..вался на его склонах
— жалкие остатки к..выля. Время его (на) всегда
проход..т; в вековом забытье он только смутно вспоминает
теперь далекое былое, прежние степи и прежних людей души
которых были роднее и ближе ему, лучше нас умели пон..мать
его ш..пот полный от века задумч..вости пустыни так
много говорящей без слов о н..чтожестве земного
существования.
(202 слова)
(По И. А. Бунину. Святые горы)
Задание 2.
Расставьте
ударения в словах.
Благовест
(колокольный звон), вспомянутый,
гастрономия, досуг, камбала,
столяр госпитальный,
прессовщик,
звонят,
кладовая, клеить, пепелище,
инсценированный, закупорить,
манящий.
Задание 3.
Соотнесите слова, обозначающие
масти лошадей, с их
определениями.
Названия мастей:
1. Буланый —
2. Гнедой —
3. Воронóй
4. Солóвый —
5. Чалый —
6. Чубарый —
Определения:
1. «красновато-рыжий с чёрным хвостом
и гривой»
2. «желтоватый, со светлым хвостом и
светлой гривой»
3. «с вкрапленными белыми волосами в
шерсти основной окраски, а также светлый с чёрной гривой
и хвостом или наоборот»
4. «светло-жёлтый с чёрным хвостом и
гривой»
5. «с темными пятнами по светлой
шерсти или вообще с пятнами другой шерсти»
6. «абсолютно чёрный»
Задание 4.
Произведите анализ морфемной
структуры приведенных ниже
слов с современной и исторической точек зрения.
Дайте обоснование анализа морфемной структуры
слов с исторической точки зрения.
Закон, неуклюжий,
спичка, обожать.
Задание 5.
Какой частью речи является слово
нá (нáте) в
приведенных ниже примерах? Что оно обозначает?
— Нá (нáте)
книгу.
— Дай, пожалуйста, карандаш. —
Нá.
Задание 6.
Подчеркните подлежащее.
Определите, чем оно выражено.
С
восьми утра, когда рассвело и началась первая вражеская
атака, и до семи, когда стемнело и все кончилось, прошло
одиннадцать томительных часов, в каждый из которых вряд
ли выдавалось относительно тихих пять минут (К.
Симонов).
Задание 7.
В «Российской грамматике» (1755) М.В. Ломоносова есть
раздел, посвященный «строчным знакам». О каких знаках
идет речь? Каким современным терминам соответствуют
приводимые М.В. Ломоносовым названия «строчных знаков»:
«вместительный знак», «единительный знак»?
Задание 8.
Определите стиль текста. Укажите языковые средства,
характерные для данного стиля.
Дождь — разновидность атмосферных
осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе
водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких
капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается;
находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния
насыщения, конденсируется на огромном количестве
гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в
атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для
того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до
земной поверхности и не испариться, она должна иметь
достаточно большие размеры. Радиус капель дождя
колеблется от 0,05 до 7 мм. Под действием сопротивления воздуха
падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь
на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием
мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации
(см. Коагуляция).
Задание 9. Укажите, на
каких языковых явлениях основана игра слов в приведенных
примерах:
1) Ученье — свет, а неученье — тьма.
Пословиц разных в нашей
жизни тьма (Я. Козловский).
2) Чернеют небеса — шалаш.
Меняет вечер краску.
Шел снег.
И поезд шел. И шла
ночь
к Новочеркасску (В. Маяковский).
3) Взять жену без состояния — я в
состоянии. Но влезать в долги из-за ее нарядов я не в
состоянии (А.С. Пушкин).
Задание 10.
Почему употребление сочетаний слов
экспонаты
выставки, свободная вакансия, информационное сообщение
и подобных противоречит
нормам современного русского литературного языка?
Докажите.
Задание 11.
Ниже даны числительные, встречающиеся в рукописях и
былинах
XII
–XVII
веков:
полтретьяста
– 250 ;
полшестадесять – 55 ;
полпята – 4,5
Какие количества передавались числительными
полшестаста и
полтретьядесять?
Задание 12.
Переведите текст на современный
русский язык (берестяная грамота № 9, Новгород,
1160-1180 гг.) и объясните значение и происхождение
выделенного словосочетания.
От Гостяты къ
Васильви. Еже ми отьць даялъ и роди съдаяли, а то за
нимь. А нынѣ
водя новую жену, а мънѣ
не въдасть ничьто же.
Избивъ рукы, пустилъ же
мя, а иную поялъ. Доеди, добрѣ
сътворя.
|