Виртуальная школа

Школа ВЕНДА

Русский язык

НОУ СОШ "ВЕНДА"

11 класс

ЗАДАНИЯ

 

Задание 1. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

 

Предо мной серéло пустын..ое поле. Один ст..рожевой курган стоял (в) далеке и казалось зорко глядел на р..внины. (С) утра в степи было (по) весен..ему холодно и ветрен..о; ветер просуш..вал кол..еи грязной дороги и шуршал прошлогодним бур..яном. Но за мной на западе картинно рисовалась на гор..зонте гр..да меловых гор. Темнея пятнами лесов как старин..ое, тусклое серебро чернью она тонула в утрен..ем тумане. Ветер дул мне (на) встречу, холодил лицо, рук..ва, степь увлекала, завл..девала душой, наполняла ее чу..ством радос..ти, свежес..ти.

За курганом блес..нула круглая л..жбина н..литая весен..ей водой. Я свернул к ней (на) отдых. Есть что (то) чистое и веселое в этих полевых апрельских б..лотцах; над ними в..ются (звонко) голосые чиб..сы, сереньк..е тр..согузки щ..голевато и легко перебегают по их бережкам и ост..вляют на иле свои тонкие (звездо) образные следы.

Курган был дикий еще (ни) разу (не) тронут..й плугом. Он р..сплывался на два холма и словно поблекшей скатертью из мутно (зеленого) барх..та был покрыт прошлогодней травой. С..дой к..выль тихо покач..вался на его склонах — жалкие остатки к..выля. Время его (на) всегда проход..т; в вековом забытье он только смутно вспоминает теперь далекое былое, прежние степи и прежних людей души которых были роднее и ближе ему, лучше нас умели пон..мать его ш..пот полный от века задумч..вости пустыни так много говорящей без слов о н..чтожестве земного существования.

 

(202 слова)                                            (По И. А. Бунину. Святые горы)

 

Задание 2.  Расставьте ударения в словах.

 

Благовест (колокольный звон), вспомянутый, гастрономия, досуг, камбала, столяр госпитальный, прессовщик, звонят, кладовая, клеить, пепелище, инсценированный, закупорить, манящий.

 

Задание 3. Соотнесите слова, обозначающие масти лошадей, с их определениями.

 

Названия мастей:

1. Буланый —

2. Гнедой —

3. Воронóй 

4. Солóвый —

5. Чалый —

6. Чубарый —

 

Определения:

1. «красновато-рыжий с чёрным хвостом и гривой»

2. «желтоватый, со светлым хвостом и светлой гривой»

3. «с вкрапленными белыми волосами в шерсти основной окраски, а также светлый с чёрной гривой и хвостом или наоборот»

4. «светло-жёлтый с чёрным хвостом и гривой»

5. «с темными пятнами по светлой шерсти или вообще с пятнами другой шерсти»

6. «абсолютно чёрный»

 

Задание 4. Произведите анализ морфемной структуры приведенных ниже  слов с современной и исторической точек зрения.  Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.

 

Закон, неуклюжий, спичка, обожать.

 

Задание 5. Какой частью речи является слово нá (нáте) в приведенных ниже примерах? Что оно обозначает?

 

— Нá (нáте) книгу.

— Дай, пожалуйста, карандаш. — Нá.

 

Задание 6. Подчеркните подлежащее. Определите, чем оно выражено.

 

С восьми утра, когда рассвело и началась первая вражеская атака, и до семи, когда стемнело и все кончилось, прошло одиннадцать томительных часов, в каждый из которых вряд ли выдавалось относительно тихих пять минут (К. Симонов).

 

Задание 7. В «Российской грамматике» (1755) М.В. Ломоносова есть раздел, посвященный «строчным знакам». О каких знаках идет речь? Каким современным терминам соответствуют приводимые М.В. Ломоносовым названия «строчных знаков»: «вместительный знак», «единительный знак»?

 

Задание 8. Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для данного стиля.

 

Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель дождя колеблется от 0,05 до 7 мм. Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации (см. Коагуляция).

 

Задание 9. Укажите, на каких языковых явлениях основана игра слов в приведенных примерах:

 

1) Ученье — свет, а неученье — тьма.

    Пословиц разных в нашей жизни тьма (Я. Козловский).

 

2) Чернеют небеса — шалаш.

    Меняет вечер краску.

    Шел снег.

    И поезд шел. И шла

    ночь  к Новочеркасску (В. Маяковский).

 

3) Взять жену без состояния — я в состоянии. Но влезать в долги из-за ее нарядов я не в состоянии (А.С. Пушкин).

 

Задание 10. Почему употребление сочетаний слов экспонаты выставки, свободная вакансия, информационное сообщение и подобных  противоречит нормам современного русского литературного языка? Докажите.

 

Задание 11. Ниже даны числительные, встречающиеся в рукописях и былинах XIIXVII веков:

 

полтретьяста – 250 ; полшестадесять – 55 ; полпята – 4,5

 

Какие количества передавались числительными полшестаста и полтретьядесять?

 

Задание 12. Переведите текст на современный русский язык (берестяная грамота № 9, Новгород, 1160-1180 гг.) и объясните значение и происхождение выделенного словосочетания.

 

От Гостяты къ Васильви. Еже ми отьць даялъ и роди съдаяли, а то за нимь. А нынѣ водя новую жену, а мънѣ не въдасть ничьто же. Избивъ рукы,  пустилъ же мя, а иную поялъ. Доеди, добрѣ сътворя.

 

 

Русский язык
© 2013 http://www.venda.ru/ - Школа ВЕНДА